СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ОТКРЫТЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Твой университет там, где ты
Высшее образование дистанционно

8 800 505-23-18

info@nwotu.ru
195027, ул. Якорная, 9а, литера А
Санкт-Петербург

Программа вступительных испытаний по информатике и информационно-коммуникационным технологиям на направления подготовки высшего образования

1. ИНФОРМАЦИЯ  И  ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

1.1. Информация,   ее представление и кодирование

            Системы, образованные взаимодействующими элементами, обмен информацией между элементами, сигналы. Классификация информационных процессов. Процесс передачи информации, источник и приемник информации. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Сигнал, кодирование и декодирование.

Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации. Единицы измерения количества информации.

            Поиск и систематизация информации. Хранение информации: выбор способа хранения информации..

Процесс передачи информации. Скорость передачи  информации.

1.2. Системы счисления

Позиционные системы счисления. Двоичное представление информации.

1.3.      Логика и алгоритмы

 Высказывания, логические операции, истинность высказываний.

Элементы теории алгоритмов. Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации обработки информации. Алгоритмы, виды алгоритмов, описания алгоритмов. Построение алгоритма и практические вычисления.

            Использование основных алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл.

            1.4. Языки программирования

            Типы данных. Основные конструкции языка программирования. Системы программирования. Основные этапы разработки программ.

2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ  СИСТЕМЫ  И  МОДЕЛИРОВАНИЕ

2.1. Системы, компоненты, состояние и взаимодействие компонентов

Информационное взаимодействие в системе, управление, обратная связь. Использование основных методов информатики и средств информационно-коммуникационных технологий при анализе процессов в обществе, природе и технике.        

2.2. Моделирование

Описание (информационная модель) реального объекта и процесса, соответствие описания объекту и целям описания. Схемы, таблицы, графики, формулы как описания.

Информационные (нематериальные) модели. Использование информационных моделей в различных областях.  Назначение и виды информационных моделей. Формализация задач из различных  предметных областей.

Математические модели. Использование сред имитационного моделирования (виртуальных лабораторий) для проведения компьютерного эксперимента в учебной деятельности.

            Структурирование данных. Построение информационной модели для решения конкретной задачи.

            Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования.

3. КОМПЬЮТЕР  КАК  СРЕДСТВО  АВТОМАТИЗАЦИИ  ИНФОРМАЦИОННЫХ  ПРОЦЕССОВ

            3.1. Аппаратная конфигурация компьютеров

            Аппаратное обеспечение компьютеров. Архитектура современных компьютеров.

Аппаратные   средства в различных видах профессиональной деятельности.

            3.2. Программное обеспечение компьютеров

Программные средства создания информационных объектов, организация личного информационного пространства.

Программные средства в различных видах профессиональной деятельности. Операционные системы. Понятие о системном администрировании.

Файлы и файловые системы. Архиваторы.

Технологии и средства защиты информации от разрушения и несанкционированного доступа (антивирусные программы).

4. СРЕДСТВА  И  ТЕХНОЛОГИИ  СОЗДАНИЯ  И  ПРЕОБРАЗОВАНИЯ  ИНФОРМАЦИОННЫХ  ОБЪЕКТОВ

4.1. Технология обработки текстовой и графической информации

Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приемы преобразования текста. Гипертекстовое представление информации.

Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики.

4.2. Технология обработки информации в электронных таблицах

Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Средства работы с таблицами.  Назначение и принципы работы электронных таблиц. Основные способы представления математических зависимостей между данными. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных. Ввод и редактирование данных в электронных таблицах, операции над данными.

Типы и формат данных. Работа с формулами. Абсолютная и относительная ссылки. Использование функций.

4.3. Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных

Базы данных. Системы управления базами данных. Создание, ведение и использование баз данных.

Структура базы данных (записи и поля).

Сортировка и отбор записей.

5. СРЕДСТВА  И  ТЕХНОЛОГИИ  ОБМЕНА  ИНФОРМАЦИЕЙ  С  ПОМОЩЬЮ  КОМПЬЮТЕРНЫХ  СЕТЕЙ  (СЕТЕВЫЕ  ТЕХНОЛОГИИ)

Локальные и глобальные компьютерные сети. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска.

 

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Абитуриент должен обладать следующими компетенциями:

Знать /понимать:

¨      Основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;

¨      Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;

¨      Назначение и функции операционных систем.

Уметь:

¨      Оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;

¨      Распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;

¨      Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

¨      Оценивать достоверность полученной путем моделирования информации;

¨      Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

¨      Просматривать, создавать, редактировать, сохранять необходимые записи в базах данных, получать необходимые данные по запросу пользователя.

Владеть:

¨      Алгоритмами  кодирования информации;

¨      Методами обработки информации в электронных таблицах;

¨      Основами алгоритмизации и программирования.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Угринович, Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: Учебник для 11 класса / Н.Д.Угринович – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2013.
  2. 2.      Макарова Н.В., Николайчук Г.С., Титова Ю.Ф. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: Учебник для 10 класса / под ред. Макаровой Н.В. – СПб.: Питер, 2012.

СИСТЕМА И КРИТЕРИИ

оценки знаний поступающих на вступительных испытаниях

на программы высшего образования бакалавриата

Выполненное экзаменационное задание по всем предметам  оценивается по стобалльной  системе.

Одно правильно выполненное задание частей экзаменационного теста оценивается:

Предмет Номера/части заданий Количество баллов, выставляемых за одно правильно выполненное задание Количество баллов за все правильно выполненные задания данной части Минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохождение вступительного испытания
Информатика и ИКТ 1-13 4 52 40
14-17 5 20
18-21 7 28

За неправильные ответы баллы не начисляются.

В целом за экзаменационную работу выставляется итоговый балл как сумма баллов за отдельные задания 

 

Программа одобрена на заседании Учёного совета Университета протокол № 7 от 28 сентября 2017 г.